Оккам Уильям

Оккам Уильям
(ок. 1285-1349) наиболее яркий представитель номинализма - направления в средневековой философии, которое получило свое полное развитие в XIV в. В XIII в. наибольшим влиянием пользовались учения Фомы Аквинского и Дунса Скота. Одновременно возникла сильная противоположная реакция на эти направления, хотя они часто выступали друг против друга. Оппозицию этим двум направлениям объединяло номиналистическое решение проблемы универсалий - одной из основных для средневековой схоластики.

Уильям Оккам родился в Оккаме вблизи Лондона. Учился и преподавал в Оксфордском университете. Как и Дунс Скот, вступил во францисканский орден, примкнул к наиболее крайнему крылу этого ордена - спиритуалистам. В 1324 г. по обвинению в ереси был приговорен папской курией в Авиньоне к тюремному заключению. Через четыре года вместе с генералом ордена бежал к императору Людовику. По преданию Оккам при встрече с императором сказал ему: «Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя пером».

По одному из основных вопросов средневековой схоластики - соотношению философии и теологии - Оккам выступал с позиций отрицания каких-либо связей между философией и теологией, полагая, что философия не в состоянии доказать какойлибо догмат вероисповедания.

Конечно, он не отрицал богословия, но считал, что философия не может обосновать его принципы. Так, философия не способна доказать догмат о существовании Бога. Бог в теологии понимается как существо иррациональное, следовательно, его существование не может быть доказано рациональными аргументами. Оккам утверждал полную иррациональность богословия, которое в своей основе исходит из истинности Священного писания. В этом оно противоположно философии, исходящей из истинности разума. Таким образом, он отстаивал позицию существования двух истин.

Оккам был сторонником крайнего номинализма, он выдвинул против реализма серьезные аргументы. Последователями номинализма были в основном францисканцы, за томизмом же шли главным образом доминиканцы. Номинализм Оккама имел свои отличия, он вырастал из эмпирических особенностей естественно-научного знания той эпохи. Если реализм утверждал, что подлинным и реальным является только общее, а единичное выводится из общего, и тем самым все научные положения выводятся из положений Священного писания и признанных авторитетов, то номинализм Оккама утверждал противоположное: только единичное является реальным, а общее - это то, что объясняется на основании единичного; общего вне человеческого познания не существует. Универсалии (общие понятия) не существуют самостоятельно ни в каком виде. Универсалии - это всего лишь знаки единичных вещей. Субстанция не имеет самостоятельного существования.

Для Оккама задача состоит в познании частного, единичного. Он ставит вопрос о том, как же происходит процесс перехода от частного к общему. Здесь Оккам прибегает к понятию интенции - направленности мысли на предмет познания. Он прямо говорит: «Универсалия - это интенция души, которая по природе такова, что сказывается во многих [вещах]» [Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 897].

Теорию универсалий Оккама часто называют терминизмом от слова «термин». Это означает, что термин как единичное обозначение вещи становится в уме человека общим понятием, так как ему придается то или иное общее значение. Универсалии, таким образом, выступают в качестве знаков, которые могут обозначать как опытные понятия, относящиеся к конкретным вещам, так и условные, относящиеся ко многим.

Знаковая функция термина тесно связана с так называемой теорией суппозиции, которую защищал Оккам. Сутюзиция может выражаться в разных формах. Первая форма - это материальная суппозиция, при которой термин означает определенное слово. Вторая - это персональная суппозиция, при которой термин обозначает ту или иную общность.

Номинализм Оккама имел противоречивую природу. С одной стороны, он утверждал объективность единичного, был направлен против схоластического реализма, т.е. против богословских доктрин. С другой стороны, он содержал в себе тенденцию субъективистского подхода в решении ряда гносеологических проблем, так как, утверждая субъективность знаковых систем, т.е. то, что предметом знания являются слова, он тем самым отвергал объективное существование отношений вещей.

Оккам выступал против всех основных схоластических направлений своего времени, что расчищало дорогу развитию новой философии. Этому также способствовала и знаменитая «бритва Оккама», принцип, означающий, что не следует умножать сущностей без необходимости. Этот принцип был направлен против чрезмерного распространения всевозможных обобщений, против схоластических умозрительных спекуляций. «Бритва Оккама» расчищала дорогу эмпирическому развитию нового естествознания. Вместе с тем все самое прогрессивное у Оккама часто облекалось в форму схоластики, хотя и искусственную.


Великие философы: учебный словарь-справочник. — М.: Логос. . 1999.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Оккам Уильям" в других словарях:

  • Оккам Уильям — Уильям Оккам William of Ockham Род деятельности: английский философ, францисканский монах Дата рождения …   Википедия

  • ОККАМ УИЛЬЯМ — (Ockham, William of) (ок.1285–1349) Не был в полном смысле слова политическим философом, но развивал идеи суверенитета и естественных прав. По вопросу о суверенитете был оригинален в том, что подчеркивал право и свободу людей избирать себе… …   Политология. Словарь.

  • Оккам Уильям — (William of Occam or Ockham) (ок. 1290 ок. 1347), англ, теолог и философ схоласт, францисканец. Выступал за независимость гос ва от церкви, за верховенство светской власти, считал, что власть папы римского не должна распространяться на гос во. В… …   Всемирная история

  • Оккам, Уильям — Запрос «Оккам» перенаправляется сюда; о языке программирования Оккам см. Occam. Уильям Оккам Дата рождения …   Википедия

  • Оккам Уильям — (Ockham, Occam) (около 1285  1349), английский философ схоласт, логик и церковно политический писатель, главный представитель номинализма XIV в., францисканец. С 1328 жил в Мюнхене, выступал как идеолог императорской власти против притязаний папы …   Энциклопедический словарь

  • Оккам Уильям — Оккам (Ockham, Occam) Уильям (около 1285, Оккам, графство Суррей, ≈ 1349, Мюнхен), английский философ, логик и церковно политический писатель, представитель поздней схоластики. Монах францисканец. Учился и преподавал в Оксфорде. В 1323 в связи с… …   Большая советская энциклопедия

  • ОККАМ Уильям — ОККАМ (Ockham Occam) Уильям (ок. 1285 1349), английский философ схоласт, логик и церковно политический писатель, главный представитель номинализма 14 в., францисканец. Согласно принципу бритвы Оккама , понятия, несводимые к интуитивному и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Оккам, Уильям — ОККАМ (Ockham, Occam) Уильям (около 1285 1349), английский философ схоласт, логик и церковно политический писатель, главный представитель номинализма 14 в., францисканец. Согласно принципу “бритвы Оккама”, понятия, несводимые к интуитивному и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Оккам Уильям — Личность и сочинения     Фигурой, замыкающей Средневековье и открывающей эпоху кватроченто , стал францисканец Уильям Оккам. В истории его часто вспоминают как главу номиналистов и мастера напыщенных барочных построений, почти лишенных контакта с …   Западная философия от истоков до наших дней

  • ОККАМ Уильям — (Ockham или Occam, William) (ок. 1284 ок. 1350), английский философ схоласт, известный сегодня главным образом благодаря предложенному им принципу экономии мышления ( бритва Оккама ). Родился ок. 1284 в местечке Оккам (графство Суррей, Англия).… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»